СВЕГА-Компьютер

Компания Snap представила очки дополненной реальности (AR), демонстрирующие потенциал AR и её ограничения

Ограниченная доступность, короткое время работы от батарей и угол обзора – это не продукт, а диковинка

Как известно, термин дополненная реальность (AR) подразумевает дополнение картину реального мира объектами виртуальной реальности. Первыми наиболее известными примерами массового применения дополненной реальности были скандально известная игра Pokemon Go, маски Instagram и социальная сеть Snapchat. В ней пользователи обменивались с друзьями фотографиями и короткими видео, к которым можно было собственноручно что-нибудь пририсовать, добавить текст или какой-то смешной стикер. Snapchat была создана в 2011 двумя студентами, а спустя десять лет она превратилась в компанию Snap Inc, имеющую по всему миру около 265 миллионов активных пользователей в день.

Недавно Snap Inc анонсировала новые очки дополненной реальности, которые, по мнению большинства тестеров действительно можно назвать первыми настоящими AR-очками. Это уже четвёртое поколение очков Snap Spectacles. Первые два поколения были просто устройствами видеозахвата, в каждом из которых было по одной камере, записывавших видео, на которое пользователи могли накладывать виртуальные эффекты в своих смартфонах. В третьем поколении добавилась вторая камера, предназначенная для захвата информации о глубине, что позволило использовать более сложные эффекты и фильтры, чем при работе с первыми двумя поколениями очков. Однако во всех этих трёх поколениях не было встроенных дисплеев, и результат применения эффектов можно было видеть только на смартфоне, что делало очки довольно неполноценным устройством.

В обозримом будущем новые очки не будут доступны массовому потребителю. Сейчас Snap отправляет их потенциальным разработчикам контента, которые смогут создавать его, применяя широко используемый в Snapchat инструмент Lens Studio. Новые очки позволят создавать и просматривать простые фильтры дополненной реальности (линзы), которые пользователи Snapchat сейчас применяют к видео, отправляемому друг другу. Snap Spectacles четвёртого поколения весят 134 грамма и на сегодняшний день являются одними из самых компактных AR-очков. В них используются два прозрачных дисплея яркостью 2000 нит, что позволяет видеть чёткое изображение даже на открытом воздухе и при ярком солнечном свете. Время задержки, необходимое для того, чтобы движение пользователя полностью отразилось на экране дисплея, составляет 15 миллисекунд. Это не идеально, но вполне достаточно для того, чтобы впечатления были в целом корректными. Пользователи управляют очками с помощью сенсорной панели на оправе или используют для этого голосовые команды. Встроенные в очки камеры используются для съёмки реального мира "глазами пользователя", затем на снятый материал накладываются линзы с виртуальными эффектами и получившееся видео можно сохранить или опубликовать в интернете.

AR-очки, как продукт, не готовый к массовому использованию

К сожалению, как и в случае многих других AR-очков, в новом продукте от Snap существует множество ограничений. Поле зрения очков довольно маленькое, а получившийся результат явно далёк от того, о чём мечтают энтузиасты дополненной реальности. Пока ещё существуют серьёзные проблемы с ограниченностью поля зрения и созданием эффекта присутствия на дисплеях, которые находятся так близко к глазам зрителя. Значительных улучшений в этой области трудно достичь без ущерба для других важных параметров дизайна, делающих AR очки более практичными и обеспечивающими лучший эффект присутствия. Ещё одной проблемой, которую ещё только предстоит преодолеть, является время автономной работы очков от батареи. Например, Snap Spectacles разряжаются уже через 30 минут непрерывной работы. С этой проблемой сталкиваются и другие компании, такие как Facebook, Apple, Microsoft или Google, которые также имеют определённые амбиции в области дополненной реальности.

Большинство технологий, используемых в новейших AR очках, существуют уже достаточно давно и по-прежнему имеют много ограничений. Наиболее значительные недавние прорывы в сфере дополненной реальности были связаны с программным обеспечением и стоимостью очков. Несмотря на достигнутые успехи, команды разработчиков и конструкторов продолжают с переменным успехом бороться с перечисленными выше техническими проблемами.

Некоторые проблемы можно решить хотя бы частично, если выполнять сложную обработку не в самих очках, а на синхронизированном с очками устройстве, например на смартфоне. Так, например, появление у Apple новых более быстрых мобильных процессоров для iPhone может, помимо прочего, стать основой для запуска AR приложений на iPhone, который синхронизируется с гарнитурой, выполняющей сравнительно мало собственной обработки. Для некоторых AR-устройств ограничения вычислительной мощности отчасти являются причиной малого поля зрения, и поэтому такой подход сможет несколько облегчить данную проблему.

Безусловно, AR-решения имеют потенциал, но они не выйдут на массовый рынок, пока не произойдёт какой-то значительный прорыв. Сейчас в AR идут достаточно большие инвестиции и поэтому такие прорывы вполне могут произойти. Но предсказать, насколько быстро этот процесс будет идти, пока невозможно.

Большие игроки медленно набирают обороты в AR

Несмотря на вышеперечисленные препятствия, крупные технологические гиганты, такие как Facebook и Apple, всецело поддерживают технологии дополненной реальности. Facebook недавно объявил о том, что разрабатывает браслет, который будет использоваться в качестве устройства ввода для умных очков от Facebook, и ожидается, что компания в ближайшее время запустит умные очки, которые не имеют возможностей AR. Руководители Apple неоднократно заявляли о том, что дополненная реальность является важной частью будущего Apple, а бывший глава отдела разработки аппаратного обеспечения Дэн Рикко недавно сложил с себя полномочия руководителя, чтобы полностью сосредоточиться на разработке именно AR-продуктов.

У этих и других компаний есть одна общая черта: либо они (как и генеральный директор Apple Тим Кук) твёрдо верят в то, что AR-очки вслед за смартфонами станут ведущей мировой платформой мобильных вычислений, либо считают глупым не подстраховаться и не вложить значительные средства в развитие этой технологии, чтобы не рисковать возможным технологическим отставанием в будущем. Упоминавшиеся выше технические проблемы и другие причины означают, что вряд ли 2021 год станет переломным для AR-очков. Новые очки Snap Spectacles ситуации также не изменят. Ходят слухи, что в 2022 году Apple попытается выпустить свою первую гарнитуру дополненной реальности, но просочившимся сведениям, первый продукт дополненной реальности от Apple будет больше ориентирован на разработчиков, которые будут создавать будущие приложения, чем на конечного потребителя. Хотя Facebook неоднократно заявлял, что очки дополненной реальности имеют для компании высший приоритет, до начала их массового выпуска остаётся как минимум несколько лет. А генеральный директор Snap Эван Шпигель вообще заявил, что по его мнению AR-очки не будут актуальны ещё около десятилетия.

Новые AR-очки от Snap фактически представляют собой ранний образец, предназначенный для привлечения талантов в области разработки и создания контента. Они должны будут сыграть ведущую роль в создании инструментов, которые в не очень близком будущем должны стать краеугольным камнем в AR-экосистеме от Snap. Как и предыдущие поколения Snap Spectacles, новые очки также играют определённую роль в маркетинговой стратегии, призванной ассоциировать продукты Snap с имеющими наиболее обширную аудиторию пользователями соцсетей. Например, первые Spectacles не принесли их создателям большой выгоды, но, тем не менее, Snap пользовался большой популярностью, поскольку наиболее успешные создатели контента в Snapchat публично носили очки Spectacles и держали их на видном месте.

Сегодня существует достаточно много инструментов, предназначенных для создания решений, использующих дополненную реальность. Создаются AR-проекты в промышленности, образовании, искусстве и многих других отраслях. Крупнейшие технологические компании конкурируют между собой в создании товаров, использующих интернет вещей с поддержкой дополненной реальности. Есть планы использования AR для навигации пешеходов и водителей. Различные торговые компании пытаются применять дополненную реальность для организации примерки одежды в онлайн-режиме. И так далее, и так далее. Короче говоря, потенциал у этой технологии огромный.

Почему же тогда не наступает прорыва в области массового внедрения технологии дополненной реальности? На сегодняшний день сложился некий замкнутый круг. Для массового использования AR очень сильно не хватает приложений и контента, но создавать их разработчикам будет неинтересно до тех пор, пока не начнётся массовый выпуск устройств, лишённых технических проблем, о которых мы говорили выше. Пока этого не произойдёт, технология AR будет оставаться очень интересной, но всё-таки во многом экзотической новинкой.

(По материалам сайтов Spectacles и Arstechnica)