Новости

Многофункциональные мультимедийные комплексы с 3D стереоскопической визуализацией СВЕГА®

Как мы уже рассказывали в предыдущих частях, эффективность использования 3D стереоскопических технологий в учебных заведениях разного уровня была научно доказана, а также была выбрана та технология демонстрации стереоскопического учебного контента, которая могла бы обеспечить здоровьесбережение, сведя к минимуму медицинские противопоказания к её использованию.

К разработке концепции будущего изделия мы подошли системно, изучив большую часть доступных на сегодняшний день стереоскопических учебных программных продуктов, привлекая к этой задаче представителей педагогического сообщества, чтобы обеспечить нашему проекту соответствующее учебно-методическое сопровождение. Такой подход не только подтвердил научно доказанную эффективность использования стереоскопии в учебном процессе, но также обозначил целесообразность использования такого нового инструмента в современной системе образования.

В качестве небольшого отступления стоит сказать, что в 2013-2016 годах во многих учебных заведениях страны появились некие программно-аппаратные комплексы, укомплектованные стереоскопическим программным обеспечением Eureka (индийской компании Designmate (I) Pvt. Ltd.). Опыт использования этих комплексов в учебных заведениях выявил ряд проблем, вызванных отсутствием системного подхода при их создании, что не позволило использовать это оборудование по назначению в полном объёме. Часть этих комплексов так и не применялась по назначению, поскольку в их составе не поставлялось никаких методических указаний по проведению уроков с их использованием. То есть самого наличия оборудования оказалось недостаточно для внедрения 3D стереоскопических технологий в учебный процесс. Второй проблемой, с которой столкнулись учебные заведения, в которых это оборудование начали активно использовать, стало то, что при демонстрации стереоскопического контента некоторые ученики испытывали серьезный дискомфорт: головную боль, тошноту, головокружение. Основная причина этого заключается в том, что разработчики данных учебных комплексов не сделали должного акцента на вопросах здоровьесбережения целевой аудитории, т.е. учащихся общеобразовательных школ, использовав в своих изделиях затворную технологию просмотра стереоскопического контента, без оглядки на все связанные с этой технологией минусы.

Стараясь всегда находиться на острие прогресса, компания "СВЕГА-Компьютер" ещё в 2013 году начала работы по изучению возможности внедрения 3D стереоскопических технологий в образование. На предприятии была создана экспертная группа, которая начала системно изучать данный вопрос. Результатом проведённых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало появление в том же году концепции стереоскопического интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией. В 2014 г нами был разработан пилотный проект многофункционального комплекса с 3D визуализацией для большой аудитории, который в 2015 году был успешно внедрён в четырёх школах г. Санкт-Петербурга. Этот проект, который был реализован с использованием оборудования EPSON, в ходе визита представителей компании EPSON, в частности, Корпоративного директора корпорации господина Таканори Инахо, в г. Санкт-Петербург в 2015 году был признан уникальным в мировом масштабе.
Так на свет появился стационарный интегрированный многофункциональный комплекс СВЕГА® ММК-3D, который по сути являлся актовым залом примерно на 150-200 человек, оснащённым не только системой демонстрации стереоскопического контента, но и всем остальным функционалом, присущим большому актовому залу.

По итогам реализации этого проекта стало понятно, что работу нужно продолжать дальше. Большой актовый зал или поточная аудитория с возможностью демонстрации стереоскопического контента это хорошо, но для организации полноценного учебного процесса этого явно недостаточно. Учащиеся должны иметь возможность делать пометки, что-то записывать и выполнять задания, которые даёт им преподаватель. Делать это удобнее в классе или, если говорить об использовании комплекса в средне-специальном или высшем учебном заведении, в небольшой учебной аудитории, рассчитанной на 40-50 человек. Так в 2016 году появился универсальный мобильный учебный комплекс с 3D-стерео визуализацией СВЕГА® MMK-3DM. В отличие от стационарного, этот комплекс конструктивно представляет из себя шкаф 22U, внутри которого смонтированы основные компоненты комплекса: проекционная система, система звукоусиления, акустика, беспроводная микрофонная система, система подавления акустической обратной связи, система бесперебойного электропитания и медиа-сервер, предназначенный для воспроизведения стереоскопического контента.
В комплект также входит мобильный проекционный экран и комплект из 51 пары очков. Здесь нужно сделать небольшой комментарий. В силу определённых физиологических причин некоторые люди не обладают бинокулярным зрением. Поэтому даже при наличии 3D-очков они будут видеть не объёмное изображение, а лишь размытую двоящуюся картинку, которую можно увидеть в 3D кинотеатре если снять там стерео-очки. Нашей компанией разработаны очки, с помощью которых такие люди смогут увидеть полноценное и НЕ двоящееся изображение. Таким образом, ни один человек не останется за рамками учебного процесса и вместе с остальным классом сможет работать на занятии. Комплекс оснащён уникальной системой управления, работать с которой любой преподаватель сможет сразу же, после обучения. Комплекс может управляться как с помощью имеющей простейший интерфейс программы управления, так и с помощью универсального ИК-пульта.

В 2020 году были закончены испытания комплекса СВЕГА® MMK-3DM МИНИ, который является по настоящему прорывным мобильным решением. Это изделие так же представляет собой единый конструктив, вес которого составляет всего около 60 кг. Оно предназначено для использования в стандартном школьном классе, рассчитанном на 30 человек. Конструктив комплекса позволяет достаточно свободно перемещать его из класса в класс. В состав комплекса входит проекционная система, система звукоусиления, акустика и мобильнй компьютер преподавателя, являющийся для данной системы медиасервером. В комплексе СВЕГА® MMK-3DM МИНИ реализована система беспроводной передачи видеосигнала и поэтому отныне преподаватель может вести урок с любого удобного для себя места в аудитории. В комплекте с комплексом поставляется 31 пара очков, одна из которых предназначена для людей, в силу разных причин не видящих стереоскопического изображения.

Все наши комплексы имеют необходимые сертификаты соответствия Таможенного Союза и гигиенические сертификаты.

Все наши комплексы поставляются в комплекте со стереоскопическим учебным программным обеспечением. Это русифицированный продукт компании Reachout Interactives «Путешествие с капитаном Джеком», представляющий собой математику для 1-4 класса, в котором в игровой мультипликационной форме ведётся обучение основным арифметическим действиям. Вторым продуктом, поставляемым в комплекте с нашими комплексами, является русифицированный программный продукт компании Designmate (I) Pvt. Ltd. (Индия) «Eureka 3D» (Физика 7-11 классы, Химия 8-11 классы, Биология 5-11 классы, 300 уроков, 145 лабораторных работ). Кроме того, вместе с нашими комплексами поставляются классификатор и методические указания по использованию продукта Eureka, составленные методическим центром Приморского района г. Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Российской Федерации.

Специалистами нашей компании в течение ряда лет была проведена широкомасштабная апробация комплексов СВЕГА® ММК-3DM и, как результат, педагогическому сообществу предоставлен еще один действенный и эффективный инструмент, целиком и полностью соответствующий Задаче № 1 национального проекта РФ “Образование”. В частности, данный факт подтверждает и распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-117 от 20 ноября 2019 года, утвердившее, в рамках федерального проекта “Современная школа” национального проекта “Образование”, примерный перечень рекомендованного оборудования и средств обучения для оснащения отдельных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным основным образовательным программам, включающий в себя “Мультимедийные комплексы с 3D визуализацией”.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на эпидемию и связанные с этим тяжёлые обстоятельства, мы не стоим на месте! Мы продолжаем свои исследовательские работы, сотрудничаем с производителями стереоскопического учебного контента во всём мире и надеемся, что итогом этой работы станет новый контент, который сможет расширить возможности использования стереоскопических технологий в образовании!

Дмитрий Козуненко (Заместитель Генерального директора по информационным технологиям)

Email: kozunenko@svega-computer.ru