СВЕГА-Компьютер

Актуальные проблемы рынка микроэлектроники

Руководители Intel, Nvidia, TSMC согласны в том, что дефицит кремниевых пластин может продлиться до 2023 года

Согласно опросу, проведённому агентством Reuters в декабре 2020 года, несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, спрос на потребительскую электронику и автомобили начал восстанавливаться быстрее, чем ожидалось. Это привело к тому, что производители просто не успели перестроить свои планы, а на рынке образовался дефицит целого ряда электронных компонентов. Кроме того, на ситуацию пагубно повлияли санкции, введённые правительством США против целого ряда крупных китайских компаний. Так, например, санкции против Huawei привели к тому, что эта компания бросилась закупать необходимые ей электронные компоненты впрок в середине сентября, резко увеличив объёмы своих закупок. Конкуренты Huawei, прежде всего производители смартфонов, стремясь захватить часть рынка у вытесняемого оттуда санкциями гиганта, также резко увеличили объёмы заказов электронных компонентов. После этого США ввели санкции против одного из крупнейших мировых производителей микроэлектроники, китайской же компании SMIC. Это привело к тому, что конкурентам пришлось принять на себя клиентов SMIC, что тоже негативным образом сказалось на ситуации, сложившейся на рынке кремниевых пластин и микроэлектроники.

Разумеется, возникшая ситуация не могла не отразиться на производителях ключевых компонентов, используемых в различных сегментах рынка информационных технологий. Сколько лет будет сохраняться кремниевый "голод", так негативно влияющий на флагманов ИТ-индустрии? Согласно данным, приведённым интернет-порталом ARStechnica (Ссылка), на прошлой неделе несколько технических руководителей ведущих мировых компаний представили собственные оценки происходящего.

Наиболее пессимистичную оценку, звучавшую как "ближайшая пара лет", дал генеральный директор Intel Пэт Гелсинджер, назвавший эти неопределённые сроки в своём интервью газете "The Washington Post". Он пояснил, что это всего лишь оценка того, сколько времени потребуется компании для "наращивания мощностей", чтобы потенциально решить проблему дефицита поставок. Intel предложила в первую очередь активизировать поставки в две наиболее пострадавшие от нехватки кремния отрасли: производство медицинского оборудования и автомобильных компьютерных систем. В своих предыдущих заявлениях Гелсинджер упоминал планы Intel по строительству двух заводов в Аризоне, затраты на которые планировались в размере 20 миллиардов долларов. Теперь же говорится о планах на 50 миллиардов, причём Гелсинджер указывает, что президент США Байден готов потратить и больше.

Си Си Вэй, генеральный директор тайваньской компании TSMC, являющейся мировым лидером по производству полупроводниковых изделий, нарисовал для своих инвесторов такую же мрачную картину, заявив, что его компания надеется "предложить больший объём" для удовлетворения розничного и производственного спроса "в 2023 году". По совпадению, TSMS также планирует строительство нового производства в той же Аризоне, стоимость которого по оценкам Bloomberg может достигать 12 миллиардов долларов.

Колетт Кресс, финансовый директор компании Nvidia, ведущего производителя видеопроцессоров и различных решений для облачных вычислений, выразила оптимистичную уверенность в том, что "достаточное предложение может появиться после окончания 1-го квартала 2022 года. До тех пор мы ожидаем, что спрос будет превышать предложение".

Но пока технологические компании пытаются справиться с последствиями экономических санкций, стихийных бедствий, экспоненциальным потребительским спросом и строительством новых фабрик, некоторые вопросы остаются без ответа. Насколько масштабным будет строительство новых производств? Смогут ли производители уложиться в установленные сроки строительства и окажутся ли эти производства эффективными, когда они будут запущены? Автопроизводители и представители ИТ-индустрии во всём мире будут следить за этим с большим интересом.