СВЕГА-Компьютер

Виртуальные технологии. Краткий обзор

Виртуальные технологии, их сильные и слабые стороны. Перспективы их дальнейшего развития. Часть I

С момента своего появления, компьютер из устройства, предназначенного исключительно для решения счётных задач, перерос в нечто большее. Сегодня, пожалуй, невозможно представить себе ни одной области повседневной жизни, в которой бы не использовались компьютеры. Обыденная реальность изменилась безвозвратно и вещи, ещё 20-30 лет назад казавшиеся совершенно фантастическими, сегодня воспринимаются совершенно естественно. К таким вещам, в частности, относятся виртуальные технологии.

Как мы знаем, виртуальная реальность это мир, искусственно созданный средствами программирования на основании компьютерных технологий. Проще говоря, это имитация реального мира средствами компьютерной графики. Средства погружения в эту виртуальную реальность называются виртуальными технологиями. Сегодня к виртуальным технологиям в основном относят технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR, AR и MR технологии), а также технологии 3D-стереоскопии. Все вышеупомянутые технологии подразумевают, что пользователь видит 3D-стереоскопическое, объёмное изображение. Основным принципом формирования этого объёмного изображение является показ отдельного изображения для каждого глаза. При этом два изображения отличаются друг от друга на небольшой угол зрения, что даёт возможность нашему мозгу создать одну объёмную стереоскопическую картинку.

Мы уже много писали о технологиях 3D-стереоскопии, а также об их сходстве и различиях друг от друга. Об этом можно почитать в наших предыдущих статьях, опубликованных в апреле 2020 года, и поэтому здесь мы не будем подробно писать о нюансах данной технологии. Однако сейчас необходимо отметить, что в отличие от тех виртуальных технологий, о которых мы будем говорить дальше, технология 3D-стереоскопии является технологией коллективного погружения, при которой все зрители видят одно и то же объёмное изображение, что делает данную технологию применимой во всех сферах образования в качестве коллективного образовательного инструмента. Среди других виртуальных технологий коллективным инструментом являются только CAVE-системы, о которых мы будем говорить ниже. Все остальные технологии являются инструментом индивидуальным, что накладывает на их использование определённые ограничения.

Виртуальная реальность (VR, англ. Virtual reality) это созданный техническими средствами виртуальный мир, передаваемый человеку через его ощущения. VR отсекает человека от реального мира, погружая его в мир виртуальный. Для достижения эффекта погружения, называемого также иммерсивностью, необходимы специальные устройства – VR-очки, шлемы, перчатки, наушники, обеспечивающие пользователю максимальный эффект присутствия. Проще говоря, при использовании технологии VR человек видит нарисованную или спроектированную картинку.

Дополненная (AR, англ. Augmented reality) это технология, дополняющая реальный мир различными виртуальными объектами. Для создания дополненной реальности используются AR-очки, смартфоны и планшеты. Пожалуй, самым первым и самым известным примером использования дополненной реальности является игра Pokémon GO, выпущенная в 2016 году компанией Nintendo. В этой игре, используя смартфон или планшет с GPS, нужно было находить и захватывать существ (покемонов), появлявшихся на экране и видимых так, словно они находились в том же реальном месте, что и игрок. Уже через неделю после выхода игра стала безумно популярной, а число её установок через Google Play превысило 10 миллионов. Однако реальная цифра была ещё больше, поскольку игра поддерживалась не во всех странах и в них пользователи устанавливали себе взломанные версии, число которых неизвестно. В случае дополненной реальности наложенная на реальный мир виртуальная картинка не даёт ощущения взаимодействия между ними.

В последнее время появилось такое понятие как смешанная реальность (MR, англ. Mixed reality), которую иногда ещё называют гибридной реальностью. Под ней подразумевается смесь реального окружения и виртуальной реальностей. В ней виртуальный и реальный миры объединяются, создавая новые окружения и визуализации, в которых реальные и виртуальные объекты взаимодействуют между собой в реальном времени. Принципиальным отличием MR от VR и AR является то, что в смешанной реальности появляется точка соприкосновения реальных и виртуальных объектов.

Многие эксперты рассматривают вышеперечисленные технологии как этапы для перехода к реальной виртуальности (RV, англ. Real Virtuality), при которой человек будет существовать полностью в виртуальном мире. Общепризнанных стандартов реальной виртуальности пока нет, и это остаётся вопросом будущего. Тем не менее, развитие технологий идёт достаточно быстрыми темпами и вполне возможно, что это будущее окажется не очень далёким.

О технологиях виртуальной реальности поговорим в следующем выпуске новостей.