СВЕГА-Компьютер

Состояние российского рынка технологий VR/AR/MR

Виртуальные технологии, их сильные и слабые стороны. Перспективы их дальнейшего развития. Часть VII

В 2019 году в рамках реализации федерального проекта "Цифровые технологии" нацпроекта "Цифровая экономика" была разработана дорожная карта развития технологий виртуальной и дополненной реальности. Термин "смешанная реальность" (MR) в документе не упоминается. Возможно, что составители дорожной карты просто не выделяли MR в отдельную категорию, относя её к дополненной реальности (AR).

В этом документе говорилось: "Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) являются ключом к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях. На сегодняшний день эти технологии получили наиболее серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но это не предел, а только первая ступень их внедрения".

Несмотря на то, что поддержка VR/AR/MR индустрии ведётся на государственном уровне (в частности, в 2019-2020 годах государство направило 653 млн рублей на развитие 23 проектов в сфере VR/AR), Россия в этой сфере находится не на первых местах. Основными причинами отставания является нехватка качественного контента, доступных качественных пользовательских устройств, а также дефицит соответствующих специалистов.

Проблема наличия качественного контента существует во всём мире и Россия здесь не является исключением. Так, например, в Программе апробации, которую проводит Центр НТИ VR/AR ДВФУ, в 2021 участвует меньше 30 программных VR и AR продуктов, предназначенных для средней школы. Хотя в 2020 году таких продуктов было всего 15 и прогресс, как говорится, на лицо, всё равно этого крайне мало. В части MR-продуктов ситуация ещё сложнее. Однако позитивным моментом является то, что в этой сфере имеется ряд отечественных производителей (Nettle, HoloGroup и др), создающих контент и оборудование смешанной реальности.

Стоимость качественного VR/AR/MR оборудования также является фактором, в значительной степени сдерживающим развитие этих технологий. Поскольку производство качественных устройств в нашей стране пока не налажено, то, учитывая курс рубля, а также наличие экономических и внешнеполитических проблем, итоговая цена таких устройств при их импорте в Россию становится весьма высокой. Использование же дешёвых устройств типа Google Cardboard, остаётся ограниченным из-за проблем, связанных с тем, что устанавливаемые в них смартфоны обладают производительностью, недостаточной для воспроизведения по-настоящему качественного контента. Даже если появится контент, который будет без проблем воспроизводиться на мощном смартфоне, обеспечивая отсутствие проблем с трекингом, пиксельной сеткой и углом обзора, сложно представить себе, например, школьный класс, в котором каждый ученик имеет такой дорогой смартфон. В итоге мы всё равно упираемся в проблему того, что стоимость такого VR-класса оказывается слишком высокой.

Примерно такая же ситуация складывается и с остальными виртуальными технологиями. Несмотря на то, что несколько лет назад эксперты прогнозировали, что AR\MR-технологии будут доминировать и по объёму рынка в три раза превзойдут VR, этого не произошло. Эта мировая тенденция распространяется и на Россию. По мнению некоторых отечественных экспертов, расширение удалённого формата работы приведёт к расширению спроса на технологии дополненной реальности. Однако пока из-за недостатка контента и высокой стоимости устройств этого не происходит. Кроме того, сегодня российский рынок испытывает значительный дефицит специалистов в данной области, что не позволяет ожидать быстрого прорыва виртуальных технологий в нашей стране, несмотря на то, что государство вкладывает в развитие этих технологий значительные средства. Когда эти вложения окупятся, покажет время.