СВЕГА-Компьютер

Состояние мирового и российского рынка 3D-стереотехнологий

Виртуальные технологии, их сильные и слабые стороны. Перспективы их дальнейшего развития. Часть VIII

Первое публичное упоминание об использовании данных технологий не в сфере развлечений было найдено аналитическими службами нашей компании в газете "Таймс" за 2010 г. В короткой заметке упоминалось о первых попытках их применения в образовательном процессе.

За прошедшее десятилетие информации о развитии, применении данных технологий в общемировом пространстве по-прежнему крайне мало. Известно, что первые серьезные исследования эффективности применения 3D-стереотехнологий в образовательном процессе были проведены в 2010-2011 гг. в семи европейских странах группой специалистов из Великобритании во главе с профессором Анной Бэлфорд.

Основательно забытым остается и тот факт, что Министерством просвещения и науки РФ в 2011-2012 гг. были проведены аналогичные исследования в учебных заведениях РФ. Выделенные на эти работы средства в размере 31 млн. руб. в полной мере подтверждают, что государство уже в те годы уделяло особое внимание виртуальным технологиям.

Следует отметить, что затраты нашего малого предприятия на усилия в продвижении данных технологий (напомним, что мы занимаемся этим направлением с 2013 г.) составляют на сегодняшний день сумму, значительно превышающую вышеуказанную.

Состояние российского рынка 3D-стереотехнологий во многом аналогично рынку технологий VR/AR/MR, но имеет свои специфичные отличия.

В РФ лишь несколько компаний официально осуществляют производство изделий, предназначенных для коллективной демонстрации стереоскопического контента. Мы производим оборудование, потребность в котором очень высока со стороны образовательных учреждений всех уровней. Комплексы СВЕГА® ММК-3DM в том числе являются элементом технологии виртуального инжиниринга, а также более чем актуально их применение в современной медицине. Наши комплексы являются высококачественным, но дорогостоящим оборудованием, более широкое применение которого даже только в вышеупомянутых областях, вполне могло бы обеспечить наше производство должными объемами, что в конечном итоге привело бы к существенному снижению их себестоимости.

После исследований Министерства просвещения и науки РФ одна из российских компаний начала производство изделий, предназначенных для показа стереоскопического контента. Потребителями данной продукции стали исключительно образовательные учреждения. Используемая в данных изделиях технология позволила сделать продукцию вполне доступной по цене, но в силу целого ряда медицинских противопоказаний абсолютно не пригодной к применению в образовательном процессе. С аналогичной проблемой столкнулся и ряд зарубежных производителей, в частности компания AVRover (США), которая на протяжении многих лет выпускала подобное оборудование.

Ситуация, схожая с состоянием технологий VR/AR/MR, складывается и в отношении качественного русифицированного контента. Основное отличие заключается в том, что в Российской Федерации разработкой системного образовательного стереоскопического контента практически никто не занимается. В мире известен ряд производителей, среди которых выделяется компания Designmate Pvt. Ltd. (Индия). Разработанный ими программный продукт Eureka содержит более двух тысяч уроков по различным предметам для общеобразовательных школ.

Американской компанией VIVED разработан прекрасный продукт "Cyber-Anatomy", используемый во многих медицинских университетах мира для преподавания предмета "Анатомия человека".

Многими зарубежными компаниями разработаны программы для конвертации результатов цифрового моделирования (CAD, CAM и др. программы) в формат стереопары для последующей стереовизуализации.

Корейской компанией 3D MediVision Inc. создан банк хирургических операций, отснятый в стереоформате.

Многие зарубежные научно-исследовательские центры используют оборудование 3D-стереовизуализации в рамках НИиОКРов разной направленности (здесь речь идет не о CAVE-системах).

К сожалению, информации о состоянии 3D-стереотехнологий в общемировом пространстве крайне мало. Если об их применении еще встречаются упоминания, то об используемом оборудовании данных фактически нет. Известно лишь то, что оно есть, но допуск к нему ограничен.

Весьма скудным является и предоставление в наших СМИ всего спектра существующих виртуальных технологий. В массовом восприятии все сводится к широко рекламируемой на самом высоком уровне технологии VR. Именно поэтому одним из направлений нашей деятельности на текущий период остаются усилия по популяризации 3D-стереотехнологий в соответствии с общемировыми тенденциями их применения.

Для нашей компании решение такой задачи не в новинку. Более тридцати лет назад мы не только создали одно из новых производств компьютеров в г. Ленинграде, но и провели колоссальную разъяснительную работу о перспективности их внедрения во все сферы жизни. При существовавшей в то время безумной стоимости вычислительной техники и отсутствии прикладного и системного программного обеспечения, полном информационном вакууме, отсутствии соответствующих специалистов мы сумели внести свой посильный вклад в развитие информационных технологий. Будем продолжать делать это и сейчас.