СВЕГА-Компьютер

Перспективы онлайн-образования в учебных заведениях

Что ждать от онлайн-образования и дистанционного обучения в ближайшем будущем?

Пандемия и запреты, связанные с ней, стали импульсом для перехода школ, вузов и колледжей на дистанционное обучение. Большинство из образовательных учреждений к этому времени уже имели все необходимые технологические возможности. Тем не менее, новые методы обучения дались непросто.

Ниже приведены слова специалистов в области цифровизации и информационных технологий о том, что ждать от онлайн-образования в 2021 году и в ближайшем будущем.

Школы и вузы в онлайн

Прошлый год был стресс-тестом и вынужденным экспериментом по организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий. Для образовательных организаций и педагогов продолжение учебного процесса в подобных условиях стало большим достижением. Основная претензия педагогов к онлайн-обучению заключалась в том, что в цифровом формате плохо реализуется традиционный, привычный образовательный процесс. Что касается непосредственно учеников, то опросы в 2021 г., показывают динамику усталости школьников от дистанционного обучения и неготовность продолжать данный формат исключительно в цифровой среде.

По словам Ивана Карлова, руководителя лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, онлайн-обучение имеет хорошие перспективы в высшем образовании. В школах же крайне важен очный процесс и роль педагога как организатора обучения. Для общего образования рассматривать онлайн-обучение как реальную альтернативу очного образования не стоит, однако онлайн-технологии представляют возможности для обучения школьникам, временно или постоянно не посещающим образовательные организации.

Онлайн-образование в Правительстве Москвы

О том, что такое экосистема в образовании, рассказал Сергей Журихин, проректор университета Правительства Москвы. По его словам, ее отличительной чертой является многосторонность — образование должно быть интегрировано с другими видами деятельности. Второй показатель — сотворчество, то есть способность работать в команде. И третье — целенаправленность или обучение людей на протяжении всей жизни.

Существует сразу несколько форматов онлайн-образования в современном понимании:

  • E-learning — это обучение через онлайн-курсы,
  • D-learning — это обучение на вебинарах, онлайн-тренингах,
  • B-learning — это смешанный формат обучения, предполагающий и онлайн, и офлайн занятия,
  • H-learning — это возможность обучения в гибридных классах. Все эти формы создают возможность непрерывного получения образования.
  • Так, в рамках проекта «Открытое образовательное пространство» можно в круглосуточном режиме принять участие в вебинарах. Сейчас горожанам доступно более 210 вебинаров и 390 часов бесплатного контента. Число их просмотров превысило 225 тыс. В рамках обучения сотрудников Правительства Москвы разработаны персональные треки развития — модульные программы развития конкретных компетенций: ориентация на результат, анализ информации, управление людьми и т.д. В условиях пандемии, когда социальные контакты были ограничены, в университете стали активно использовать технологии виртуальной реальности (VR).

    Онлайн-обучение в вузах

    Александр Фадеев, проректор по цифровизации — директор Центра цифровых образовательных технологий Томского политехнического университета, рассказал, что для вуза переход на онлайн-обучение в марте прошлого года с точки зрения технологий прошло безболезненно. В университете уже существует почти 2000 онлайн-курсов, организованы гибридные классы, где часть студентов учится работать с оборудованием на месте, а часть участвует в этом процессе дистанционно.

    По словам Александра Фадеева, основные проблемы онлайн-обучения – это изобилие технологий и их неудачное применение, дискредитация тестов для оценки результатов обучения и систем прокторинга, технологическое расслоение общества, отсутствие систем мотивации для обучающихся и новой «цифровой» педагогики.

    Об опыте работы в условиях пандемии рассказал Владимир Соловьев, декан факультета информационных технологий и анализа больших данных, руководитель департамента анализа данных и машинного обучения Финансового университета при Правительстве РФ. Основные проблемы были связаны с квалификацией преподавателей и студентов для работы в новом формате, с качеством каналов связи, и т.д.

    Также было отмечено, что за время использования дистанционных образовательных технологий сложилась практика формирования цифрового следа об обучении. Был создан единый реестр занятий, позволяющий установить время их начала и окончания, контролировать присутствие учеников. По множеству программ сформированы видеоматериалы.

    Андрей Райгородский, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики Московского физико-технического института, рассказал о том, как работает онлайн-магистратура в Физтехе. По его словам, основная цель такой магистратуры — сделать доступным получение прикладного образования, которое будет служить инструментом для развития или изменения карьеры, для людей любого возраста и места жительства. В течение первого месяца уровни знаний студентов по базовым дисциплинам выравниваются, затем, благодаря онлайн-формату, они могут изучить значительно большее число предметов, чем при очном обучении.

    Светлана Калмыкова, директор Центра открытого образования СпБПУ Петра Великого, рассказала, что университет занимается развитием онлайн-курсов с 2015 г., и что он является одним из учредителей национального портала «Открытое образование». Сейчас на этой платформе содержится более 90 русскоязычных онлайн-курсов. Также она отметила, что очень важно создать локальную нормативную базу, которая бы показывала, каким образом учитывать результаты освоения этих курсов, как оценить труд преподавателей по созданию и поддержке курсов и в онлайн-среде, и в смешанной аудитории.

    В списке ближайших задач стоит выделить интеграцию цифровых технологий во все аспекты обучения, продвижение на глобальном рынке образовательных услуг, создание условий для создания и развития новых моделей обучения, разработка и массовое внедрение удобных цифровых сервисов. На 2021/22 учебный год уже запланировано начало работы первых цифровых магистратур и сетевых онлайн-консорциумов.

    По материалам сайта