СВЕГА-Компьютер

«Цифровая цифровизация» - продолжение

«Инфоцыгане» сегодня

В настоящее время во всех отраслях экономики происходит технологическая трансформация, которая уже привела к значительным изменениям почти во всех сферах нашей жизни. Председатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб ещё в 2015 году ввёл в обиход термины «Четвёртая промышленная революция» и «Индустрия 4.0» для описания текущей автоматизации традиционных производств с использованием интеллектуальных технологий. На самом деле, идея «Индустрии 4.0» (нем. Industrie 4.0 ) была сформирована ещё в 2011 году, когда группа немецких учёных назвала так один из проектов стратегии развития промышленности Германии, призванного обеспечить ей технологической лидерство.

Изначально «Индустрия 4.0» подразумевала под собой интеграцию киберфизических систем в заводские процессы посредством подключения станков и прочего оборудования к интернету. (То есть имелось в виду то, что сегодня мы называем «интернетом вещей»). Предполагалось, что эти станки будут сами образовывать сети и взаимосвязи, вести беспроводной обмен данными, самостоятельно анализировать эти данные, сигнализировать о проблемах, создавать цифровые двойники (то есть цифровые копии объектов и процессов) и, в итоге, управлять всеми производственными процессами.

Наступившая пандемия COVID-19 подстегнула процесс цифровизации и мир в значительной степени изменился. В 2020 году Шваб выступил с программной речью уже о цифровизации общества как такового. По его мнению, этот процесс является главным элементом «всеобъемлющего и инклюзивного ответа» на вызовы, стоящие перед человечеством. Следуя за продвигаемой Швабом линией, правительством РФ также были поставлены амбициозные задачи, целью которых является цифровизация всего государства, а не только промышленности.

В последние десятилетия в различные цифровые технологии во всём мире и так делались гигантские инвестиции, в результате чего эти технологии уже проникли в самые неожиданные сферы человеческой жизни. Поэтому считать, что глобальная цифровизация является единственным фактором устойчивого развития государства и общества не очень логично. Тем не менее, государство выделяет на цифровизацию колоссальные деньги, что привлекает к данной теме внимание не только профессионалов ИТ-отрасли, но и разного рода проходимцев и просто некомпетентных людей.

Недавно появившийся термин «инфоцыгане», обозначает людей, продающих информационные продукты, практическая ценность которых сведена к нулю. Если изначально к категории «инфоцыган» относили различных «коучей», «бизнес-тренеров» или «тренеров личностного роста», то теперь к ним добавились различные «специалисты» в области цифровизации. Эти «специалисты» в курсе всех потоков государственного финансирования и веяний отечественных тенденций цифровой трансформации. Они создают курсы по цифровизации, на которых «учат» тому, как её нужно проводить, но их услуги, по сути, являются пустой болтовнёй, не имеющей никакого отношения к делу.

Однако гораздо более опасным является то, что помимо старых технологий профессионального надувательства, «инфоцыгане» применяют всё более изощрённые и широкомасштабные способы обмана. Одним из наиболее распространённых сегодня способов выглядит следующим образом. Изначально «инфоцыганами» проводится аналитика инвестиций государства и бизнеса, в цифровизацию конкретных предприятий или целых отраслей. Масштаб и направленность действий мошенников зависит от множества факторов, определяющих уровень их квалификации и профессионализма. Затем происходит выбор наиболее интересного объекта и начинается внедрение.

Сегодня большое количество предприятий размещает вакансии на должность директора по цифровизации, зачастую указывая заведомо нереальные требования к его квалификации. Это часто происходит по той причине, что значительная часть руководителей предприятий, просто не представляет себе, что же такое цифровая трансформация производства. И здесь на сцену выходят «инфоцыгане» новой формации. Они либо сами пытаются занять вакантную должность, либо (если они представляют какую-то группу «инфоцыган») стараются продвинуть на это место доверенного человека. Когда недобросовестный директор по цифровизации приступает к работе, он начинает всеми силами затягивать решение конкретных вопросов, привлекая к проведению работ аффилированные субподрядные компании, которые проводят один аудит за другим, вытягивая деньги из организации-заказчика. В результате, для заказчика цифровизация превращается в бесконечный процесс без видимых результатов, а «инфоцыгане» приобретают стабильный и долговременный источник дохода.

К сожалению, помимо откровенных мошенников, кормящихся на ниве цифровой трансформации, существует большое число людей и организаций, которые добросовестно пытаются решать вопросы цифровизации, не обладая для этого достаточными компетенциями. Вред от их деятельности может оказаться вполне соизмеримым с действиями «инфоцыган».

Резюмируя всё вышесказанное следует сказать, что, проводя цифровую трансформацию предприятий, их руководители либо сами должны очень чётко представлять стоящую перед ними задачу, либо привлекать для её решения только проверенных специалистов и подрядчиков. В противном случае, процесс цифровой трансформации вместо конкретной работы рискует превратиться в банальное забалтывание, столь любимое «инфоцыганами» всех мастей.