СВЕГА-Компьютер

Цифровизация образования – мифы и реальность

Мнение педагогов

С начала пандемии коронавирусной инфекции прошел целый год. В Российской Федерации первый заболевший был официально выявлен 2 марта 2020 г. В течение всего этого года мы общались с многочисленными представителями образовательных учреждений РФ от Калининграда до Сахалина. Этот факт был отражен в нашей новостной ленте (Ссылка).

В настоящее время безусловно позитивным является то, что все вышеупомянутые учебные заведения получили подтверждение о планируемом финансировании. Но повсеместно наблюдается серьезная проблематика с формированием инфраструктурных листов на местах.

Справочно: Инфраструктурный лист – это примерный перечень оборудования и средств обучения для оснащения образовательной организации.

С Регламентом согласования данного документа можно ознакомиться, перейдя по Ссылке. Фактически на каждом этапе согласования вносятся изменения, и, в конечном итоге, утверждается "нечто", во многом отличное от насущных потребностей конкретного образовательного учреждения. Такой подход вряд ли способствует решению задачи №1 цифровизации обучения в РФ, определенной экспертами НИУ ВШЭ, а именно "эффективному развитию материальной инфраструктуры учебных заведений" (Ссылка, стр. 84-85). Вот уж поистине данному процессу соответствует выражение "вместе с водой выплеснуть и ребенка". Но только в том случае, если истинной целью всего мероприятия не является вовлечение максимального количества людей в данный процесс.

В завершении акцентируем внимание на задаче №7 цифровизации образования, определенной теми же экспертами НИУ ВШЭ, а именно, "повышению навыков преподавателей в сфере цифровых технологий". За прошедший год рядовые преподаватели наших школ особенно преуспели в данном аспекте.

Речь идет о проведении "утренних фильтров" в рамках выполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. №16 и 13.07.2020 № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов".

Десятки тысяч учителей освоили измерение температуры тела при помощи ручных пирометров китайского производства. Не трудно оценить временные затраты. В среднем 2 учителя задействованы 2 часа в утренних мероприятиях. В стране порядка 45 тыс. школ, гимназий, лицеев и колледжей. Итого получается 180 тыс. человекочасов, которые могли бы быть весьма эффективно использованы для реализации вышеупомянутой задачи.

С учетом же перегруженности преподавательского состава бесконечной отчетной документацией для обеспечения работой всех упомянутых в начале участников процесса, успешная реализация задачи №7 выглядит весьма сомнительно.

И немного про экономику. Если взять базовую ставку учителя за 600 руб./час и умножить на 180 чел./час, то получится 108 млн. руб. в день составляют затраты бюджета на доплату педагогам. Составляли бы, если бы эту работу кто-нибудь оплачивал.