СВЕГА-Компьютер

Сегодня ZOOM, а что завтра?

Компания Zoom заявила о запрете продавать свои продукты российским компаниям и организациям с государственным участием

Пандемия COVID-19 дала мощный толчок к развитию технологий облачных видеоконференций. Основным сервисом, используемым в мире во время вынужденного локдауна, стал Zoom, компании Zoom Video Communications, Inc. Эта компания была основана в 2011 году в городе Сан-Хосе (США, штат Калифорния) бывшим вице-президентом Cisco Webex Эриком Юанем. Компания вышла на IPO в апреле 2019 года, а уже через год, в самый разгар пандемии, её акции подорожали на 125%.

По сведениям Bloomberg, на пике самоизоляции и локдаунов во всём мире сервисом Zoom пользовалось до 300 миллионов человек ежедневно. Этот тренд коснулся и России. Помимо Zoom, в тройку лидеров среди подобных приложений вошли Microsoft Teams и Hangouts Meet. Но именно Zoom показал самый высокий рост, что, вероятно, было связано с лёгкостью его использования.

В Российской Федерации Zoom занял 25% рынка услуг облачной конференцсвязи. Несмотря на целый ряд проблем с безопасностью, сервисом Zoom пользовались учебные заведения, частные компании, а также государственных предприятий.

В апреле 2021 года компания Zoom заявила, что запрещает своим дистрибьюторам продавать свои продукты российским компаниям и организациям с государственным участием. Таким образом, эта компания повторила действия компании Microsoft, которая ещё в декабре 2020 года отказалась продавать свои продукты МГТУ им. Баумана, опасаясь санкций, поскольку упомянутый ВУЗ готовит специалистов для российской оборонной промышленности.

Обе американские компании предприняли эти шаги самостоятельно, без прямых указаний со стороны государственных органов США, расширительным образом трактуя уже объявленные антироссийские санкции. То есть российский рынок становится "токсичным" для многих мировых IT-гигантов. Вполне вероятно, Microsoft и Zoom являются только "первыми ласточками" и в недалёком будущем мы, скорее всего, увидим подобные демарши и от других игроков IT-рынка.

Каков же выход из подобной ситуации? Сегодня уже существуют отечественные продукты, которые являются вполне адекватной заменой Zoom (например, "Видеомост", "Сферум", TrueConf, Mind, Vinteo и другие). Что же касается остальных направлений, то политика импортозамещения в информационных технологиях, да и в остальных отраслях, должна носить упреждающий характер. Скорее всего, в данном контексте все зарубежные технологии придётся рассматривать как потенциально "токсичные", а государство должно будет прилагать максимальные усилия для стимулирования отечественных разработчиков стратегически важных инновационных технологий и продуктов.