Используемые для съёмки камеры, разработаны специально для проекта Google Street View. В своей первой версии они имели по 8 CCD-датчиков с разрешением 11 мегапикселей и широкоугольный объектив. В следующей версии камер было 8 CMOS-датчиков и объектив "рыбий глаз" (fisheye). (Использования другого типа объектива потребовалось, чтобы снимать многоэтажные здания). В следующей версии камеры использовалось уже 15 CMOS-датчиков и объектив "рыбий глаз" стал уже не нужен. Для обеспечения конфиденциальности в процессе обработки отснятых изображений, производится замыливание лиц и автомобильных номерных знаков. Для каждого фрагмента панорамы делается 15 изображений, которые сводятся вместе программным обеспечением Google. С момента завершения поездки автомобиля Google Street View до превращения отснятого им материала в готовую панораму, проходит около 6 месяцев. При этом зачастую для получения корректной картины по одной и той же улице приходится проехать несколько раз. Помимо Google, цифровой съёмкой улиц для дальнейшего создания цифровых двойников городов занимаются и другие компании и организации. В рамках проекта ScanVan, в котором принимают участие Лаборатория цифровых гуманитарных наук EPFL, Институт системной инженерии HES-SO Valais / Wallis и Центр информационных технологий, общества и права Цюрихского университета, при финансовой поддержке Швейцарского национального фонда NRP 75 Big Data, в рамках проекта ScanVan была разработана новая технология создания цифровых изображений городов.
В основе решения ScanVan лежит гиперболическое зеркало, форма которого математически рассчитана для отражения световых лучей со всех направлений на два датчика с высоким разрешением. В сочетании со специальными алгоритмами эта система создаёт сферические изображения с регулярным шагом, что позволяет получить достаточно материала для создания полноценной 3D-модели. Камера ScanVan делает сферические изображения через равные промежутки времени. Лазерных сканеров в составе камеры нет. Для построения 3D-модели последовательные изображения сравниваются, выявляются многочисленные общие точки, видимые на двух изображениях, а их положение в пространстве рассчитывается путем триангуляции. Сочетание сферической камеры со специальным алгоритмом обеспечивает более высокую эффективность сканирования и фотограмметрических вычислений, в результате чего машине ScanVan достаточно один раз проехать по улице, чтобы получить достаточно информации для создания её подробной трёхмерной модели. В 2020 году Цюрихский университет присоединился к проекту, с целью изучению аспекта конфиденциальности в свете швейцарского и европейского права. Было решено, что интерфейс системы ScanVan будет разработан таким образом, чтобы этот аспект был встроен в его работу. В результате, в систему ScanVan были встроены автоматизированные алгоритмы для размытия человеческих лиц и номерных знаков автомобилей, что в плане защиты персональных данных уравнивает эту систему с Google Street View. Пока ScanVan всё ещё находится на стадии прототипа, но имеет вполне определённые перспективы для развёртывания и управления такими услугами, как, например, системы беспилотного городского транспорта. Кроме того, созданная в рамках проекта сферическая камера, может быть использована не только для создания цифровых двойников городов. В принципе, такая камера может иметь практически любой размер, сохраняя при этом свои основные свойства. Вполне возможно, что однажды будет создана сферическая камера размером с помещающийся в руке шарик, которую можно будет вынуть из кармана, чтобы за несколько секунд создать новую или обновить существующую цифровую модель окружающего пространства.
г. Санкт-Петербург,
Выборгское шоссе, д. 34, Литера А.
+7 (812) 633-01-60
г. Санкт-Петербург,
Выборгское шоссе, д. 34, Литера А.
+7 (812) 633-01-60