СВЕГА-Компьютер

Monero становится предпочтительной для киберпреступников криптовалютой

Неотслеживаемая "конфиденциальная монета" становится всё более популярной среди кибервымогателей

Для киберпреступников, стремящихся отмыть незаконные доходы, биткойн уже давно является предпочтительным способом оплаты. Однако теперь на передний план криптовалюта, обещающая сделать "грязные деньги" исчезающими без следа.

Если биткойн оставляет видимый след транзакций в своём базовом блокчейне, нишевая "конфиденциальная монета" Monero была создана, чтобы скрыть отправителя и получателя, а также сумму транзакции. В результате, она становится всё более популярным инструментом среди таких преступников, как банды вымогателей, создавая тем самым новые проблемы для правоохранительных органов.

Подъём криптовалюты Monero происходит на фоне борьбы властей с киберпреступностью, предпринявшей ряд дерзких атак, в частности, взлом трубопроводной системы Colonial Pipeline, главной нефтяной артерии, снабжающей восточное побережье США.

По сообщениям различных компаний, специализирующихся на кибербезопасности, в последнее время наблюдается переход программ-вымогателей на Monero, поскольку киберпреступники осознали, что использование биткойнов может раскрыть их личность. Эксперты говорят, что некоторые хакерские группы, такие как DarkSide (группа, обвиненная во взломе Colonial Pipeline) и Babuk (стоявшая за атакой на полицейское управление Вашингтона в этом году), разрешают платить в любой криптовалюте, но взимают дополнительно от 10 до 20 процентов премии с жертв, платящих более рискованными биткойнами.

Криптовалюта Monero была запущена в 2014 году одним из пользователей биткойн-форума как проект с открытым исходным кодом. В исходном техническом документе проекта утверждалось, что отслеживаемость биткойнов была "критическим недостатком", и добавлялось, что "конфиденциальность и анонимность являются наиболее важными аспектами электронных денег".

Джастин Эренхофер, эксперт по соблюдению требований к криптовалютам и член сообщества разработчиков Monero, является одним из тех, кто утверждает, что следует отказаться от видимости биткойнов в пользу полностью частной финансовой системы. По его словам, "Основная цель - неразличимость транзакций - сделать частные и взаимозаменяемые деньги. Мы хотим сделать Monero как можно более похожими на наличные деньги, где одна купюра в 10 долларов похожа на другую и продавец не знает, откуда они к нему пришли".

С начала 2020 года капитализация Monero выросла более чем в пять раз, хотя всё равно она остаётся значительно меньшей, чем у Биткойна: 5 миллиардов долларов против 727 миллиардов (согласно данным CoinMarketCap). Monero привлекает идеалистов конфиденциальности и любителей криптографии, выступающих против истеблишмента, которые посвящают себя поддержанию своего кода и использованию передовых математических методов, чтобы гарантировать, что его транзакции остаются неотслеживаемыми. Как показывает статистика, сейчас это третье по величине сообщество разработчиков криптовалюты после Bitcoin и Etherium.

С момента своего создания Monero вызывает споры из-за своей связи с незаконными платежами и отмыванием денег. Помимо уже упоминавшегося выше кибервымогательства, ещё одной проблемой становится использование Monero для различных незаконных торговых операций. Так, например, всё большее число торговых площадок в Даркнете принимает исключительно Monero для продажи всего, от оружия до наркотиков.

Отсутствие "цифрового следа" у Monero становится всё более проблематичным для правоохранительных органов, которые обычно работают с частными аналитическими группами криптовалюты для отслеживания подозрительных транзакций в цифровой книге биткойнов. В 2020 отчёте за год Европол поместил Monero в число факторов, которые "сделали связанные с криптовалютой расследования более сложными". В сентябре 2020 года Налоговая служба США предложила вознаграждение в 625 000 долларов любым подрядчикам, способным разработать инструменты для отслеживания Monero. Другие группы криминалистической экспертизы криптовалют также тихо попытались сделать то же самое. Так, например, Генеральный директор CipherTrace Дэйв Джеванс сказал, что его компания начала работать над Monero более двух лет назад по контракту с министерством внутренней безопасности США и подала заявки на патенты в рамках этой работы, но не поделится подробностями.

Несмотря на привлекательную для преступников анонимность, некоторые эксперты говорят, что маловероятно, что банды вымогателей переключатся на требование исключительно Monero, потому что трудности с поиском этой криптовалюты могут снизить вероятность того, что жертвы вообще заплатят. Многие эксперты указывают на проблемы, связанные с ликвидностью и доступностью Monero, а это означает, что в этой валюте возможны только небольшие транзакции.

В свете сегодняшних политических реалий ещё одним моментом, замедляющим рост рынка Monero, является то, что, учитывая непрозрачность валюты, невозможно установить, совершаются ли ваши транзакции с объектами, подпадающими под санкции, что может грозить серьезными штрафами. Хотя законодатели США при разработке соответствующего законодательства пока далеки от выделения какой-либо конкретной криптовалюты, многие криптовалютные биржи уклоняются от операций с Monero, опасаясь привлечь к себе внимание американских регулирующих органов, поскольку власти все чаще настаивают на более высоких стандартах осведомленности о клиенте и отмывании денег. В результате, некоторые жертвы кибервымогателей, ведя переговоры о выкупе, опасаются любой причастности к Monero, оказавшись, в результате, между молотом и наковальней.

(По материалам агентства Financial Times)