СВЕГА-Компьютер

Как государство собирается помочь отечественным ИИ-разработчикам?

Ради поддержки отечественных разработчиков решений в сфере искусственного интеллекта государство готово создать условия для переезда в Россию высококвалифицированных специалистов

При этом покупатели отечественной ИИ-продукции получат налоговые льготы и доступ к государственным дата-сетам.

Льготная ипотека для ИТ-специалистов

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отправил на согласование Михаилу Мишустину план поддержки ИТ-отрасли. Один из разделов документа описывает способы поддержки отечественных решений в области ИИ, больших данных и интернета вещей.

Ключевая мера касается обеспечения условий для привлечения и возвращения в Россию ИТ-специалистов и компаний, осуществляющих деятельность в области ИТ. В частности, для иностранных граждан упростят процедуру получения вида на жительства, а также введут льготную ипотеку и кредитование.

Авторы документа отмечают, что в России действуют высокие процентные ставки по ипотеке, что приводит к риску отъезда за границу ИТ-специалистов. В связи с этим их предлагается субсидировать. Такие меры обеспечат опережающее развитие ИТ-отрасли, увеличение числа занятых в сфере ИТ, повышение конкурентоспособности отечественных ИТ-решений, и создадут упрощенный режим для перевода бизнеса и персонала из иностранной юрисдикции в российскую.

Налоговые льготы для ИИ-продуктов

Предлагается пересмотреть налогообложение прибыли компаний в части учета расходов на приобретение и внедрение отечественного ПО и программно-аппаратных комплексов в сфере ИИ, представленных в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Здесь речь идет о применении повышающего коэффициента «1,5». В первоначальной версии документа планировалось введение повышающего коэффициента («2,5») при учете расходов по внедрению ИИ-решений и расчета налога на прибыль для заказчиков работ и услуг.

Государство уберет препятствия для развития больших данных

Нормативную базу предлагается скорректировать с целью создания условий для формирования рынка больших данных и вовлечения их в коммерческий оборот при соблюдении требований по защите персональных данных. Для этого в законодательстве нужно закрепить возможность передачи и агрегирования деперсонифицированных данных без необходимости получения согласия субъекта персональных данных. В первоначальной версии документа содержалось более радикальное предложение: упростить режим пользования данными, доступными определенному кругу лиц, включая общедоступные персональные данные, если это необходимо для создания и развития решений в сфере ИТ.

Доступ к государственным дата-сетам

Создание репозитория государственных дата-сетов позволило бы российским разработчикам ИИ-решений урегулировать вопрос передачи деперсонифицированных данных и доступа к ним.

В первоначальной версии документа говорилось о том, что соответствующий фонд должен пополняться отраслевыми данными от федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и госкомпаний, а также компаний-разработчиков технологий ИИ. При этом отечественным компаниям-разработчикам технологий ИИ должен быть обеспечен льготный доступ к данным фонда для обучения и тестирования алгоритмов ИИ при создании отраслевых продуктов.

Государственная информационная система мониторинга погоды

Продвижение ИИ-решений запланировано и в сфере интернета вещей. Государство планирует сделать обязательным использование отечественных ИВ-решений в сферах ЖКХ, пожарной и другой безопасности. Помимо этого, запланировано создание государственной информационной системы (ГИС) для мониторинга погоды, экологической ситуации, особо опасных и вредных производств, а также мониторинга потребления коммунальных услуг бюджетными организациями. ГИС должна работать на основе отечественных ИВ-решений.

Помимо вышеперечисленного, стоит упомянуть некоторые предложения, которые не попали в итоговый документ, представленный Михаилу Мишустину

Затраты на модернизацию ИТ-инфраструктуры не будут субсидированы

В первоначальной версии документа предлагалось поддержать ИИ-разработчиков из СМБ-сегмента грантами на доступ к высокопроизводительным вычислительным мощностям. Авторы документа объясняли это дороговизной собственной ИТ-инфраструктуры для таких организаций и, как следствие, невозможностью оперативного обучения алгоритмам ИИ.

В связи с этим предлагалось оказывать государственную поддержку компаниям-разработчикам ИИ за счет механизма субсидирования части затрат, связанных с модернизацией ИТ-инфраструктуры и аренды вычислительных мощностей. Поддержка могла бы оказываться через мини-гранты, выдаваемые институтами развития, и распространяться только на российские ЦОД и облачные сервисы.

Еще одна мера заключалась в субсидировании процентной ставки для кредитования комплексных ИТ-проектов, предполагающих использование технологий ИИ в части систем распознавания. По мнению создателей плана, сложная экономическая ситуация ограничивает возможности бизнеса в части долгосрочного инвестирования, в том числе и в ИИ-разработки.

Возврат НДФЛ специалистам по ИИ

Еще одним инструментом поддержки должен был стать возврат НДФЛ специалистам, участвующим во внедрении ИИ-решений. Разработчики документа отмечали, что существуют различные меры поддержки на уровне компаний, а вот сами сотрудники ощущают отсутствие личной заинтересованности во внедрении технологий ИИ. В связи с этим предлагалось предоставить сотрудникам, вовлеченным в реализацию ИИ-проектов, возможность получения дополнительного дохода в виде возврата платежей по НДФЛ.

Государство не поддержит экспорт ИИ-решений

Также изначально предполагалось поддержать предприятия в части экспорта ИИ-решений, в том числе в страны СНГ и ЕАЭС. Как отмечали авторы документа, международный ИТ-рынок является высококонкурентным, что препятствует быстрому росту выручки российских ИТ-разработчиков за счет экспорта продукции. В связи с этим предлагалось разработать правила предоставления средств из бюджета на поддержку экспорта ИИ. Субсидии планировалось предоставлять либо компаниям с высоким экспортным потенциалом, либо напрямую российскому юридическому лицу, либо российской головной компании группы, в которую входят и зарубежные аффилированные лица.

Кроме того, правительство на законодательном уровне должно было бы обеспечить правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности за рубежом, международную сертификацию, открытие зарубежных офисов, участие в международных выставках, форумах и деловых миссиях. К 2024 г. финансовая поддержка была оказана бы 150 компаниям-экспортерам ИИ-решений.

Также существовала инициатива, связанная с поддержкой участия российских ИИ-разработчиков в ведущих международных конференциях в роли докладчиков. Сейчас этому препятствует не только насыщенная профессиональная деятельность, но и сопутствующие издержки. В связи с этим предлагалось разработать правила предоставления субсидий на компенсацию затрат, понесенных компаниями в связи с участием в конференциях уровня A+ при условии выхода после них публикаций.