СВЕГА-Компьютер

Современные стереоскопические технологии в образовании

Предлагаем ознакомиться со статьей Международного журнала образовательных СМИ и технологий, посвященной оценке влияния 3D-технологий на образовательный процесс

Мы уже неоднократно писали о применении современных стереоскопических технологий в коллективной форме обучения, которая в настоящее время почему-то вытесняется на периферию образовательного процесса. Решения на базе VR-технологий, сегодня повсеместно навязываемые образовательным учреждениям разного уровня, в подавляющем большинстве случаев предназначены для индивидуального тренинга и имеют многочисленные медицинские противопоказания.

В 2010-2011 годах в России и за рубежом проводились исследования, показавшие большую эффективность 3D-стереоскопического контента по сравнению с 2D контентом. С тех пор прошло уже довольно много времени и у кого-то могло создаться впечатление, что актуальность использования 3D-стереоскопии в образовательном процессе несколько снизилась. Однако, к счастью, это оказалось не так.

В 2021 году в Международном журнале образовательных СМИ и технологий («The International Journal of Educational Media and Technology»), издаваемом Корейской ассоциацией образовательной информации и СМИ совместно с японской ассоциацией исследований в области образовательных СМИ, была опубликована статья «Сравнение 2D и 3D представлений в образовательном контенте виртуальной реальности». Авторами статьи являются профессор Школы информационной и телекоммуникационнй инженерии Университета Токай (Япония) Такаши Шибата, а также профессора и преподаватели ведущих японских университетов.

В данной статье рассматриваются аспекты применения 3D-стереоскопии в коллективных формах обучения на основании исследований, проводимых начиная с 2017 года. В своей статье авторы много внимания уделяют различным проблемам со зрением и вестибулярным аппаратом, возникающим при использовании шлемов. Именно поэтому вместо VR-шлемов (HMD) в ходе исследования использовалось решение Desktop-VR, представляющее из себя специальные мониторы компании zSpace, а также поляризационные 3D-очки с трекером и специальные стилусы для манипуляции с 3D объектами.

По результатам своих исследований авторы сделали вывод о том, что групповая работа с использованием 3D-стереоскопического контента очень эффективна, но требует внимания к вопросам здоровьесбережения. Просматривая учебные материалы в 3D, учащиеся легче понимают вогнуто-выгнутые формы и структуры объектов, что позволяет им глубже изучить учебный контент. Кроме того, исследования показали, что, хотя учебные материалы в формате VR и демонстрируют преимущества по сравнению с учебным контентом в формате 2D, чаще всего такие материалы адаптированы для индивидуального использования с применением VR-шлема и поэтому даже использование Desktop-VR эту картину меняет не сильно.

C оригинальным текстом статьи можно ознакомиться здесь